Макс Аносов: «Приобретение франшизы – это наиболее защищённая инвестиция в развитие собственного дела»

Специалисты Российской академии франчайзинга рассказали местным предпринимателям, как можно начинать и развивать собственное дело под известной маркой. Корреспонденты «ХВ» вникли в непростую бизнес-науку.

Подводные камни

Правильный франчайзинг должен быть с изюминкой, говорит небольшой аудитории Макс Аносов, генеральный директор Российской академии франчайзинга. Его и других ведущих специалистов в области предпринимательства пригласил в Заполярье Хибинский центр развития бизнеса, который и организовал мероприятие. – Как раз эту уникальную особенность одни продают, а другие покупают.

В течение полутора часов Макс Аносов рассказывает о подводных камнях, которые поджидают тех, кто хочет открыть бизнес по франшизе. По сути, франчайзинг – это система взаимоотношений между двумя компаниями. У одной есть ноу-хау, эффективная бизнес-схема или раскрученная торговая марка, которые передаются другой фирме за плату и на определённых условиях использования. Наиболее популярные сферы – общепит и услуги.

Важно, что, покупая франшизу, предприниматель получает не просто узнаваемую вывеску, но и чёткое руководство к действию, пошаговую инструкцию, как начинать бизнес и по каким правилам вести. Именно поэтому существуют риски для обеих сторон: одни опасаются купить кота в мешке, а вторые – поделиться уникальной идеей с недобросовестным предпринимателем.

Чтобы обезопасить себя от покупки пустышки, российские специалисты в области франчайзинга советуют досконально изучить всю подноготную интересующей компании: как давно фирма на рынке, насколько успешно работает, каковы отзывы других франчази (тех, кто открывает бизнес по франшизе). Специалисты советуют насторожиться, если потенциальный продавец бизнес-идеи запрашивает небольшую цену. Как правило, стоимость франшизы начинается от 300 тысяч рублей. И призывают не доверять тем компаниям, которые неохотно идут на контакт и скрывают значимую информацию.

В качестве примера «нечестной франшизы» Макс Аносов приводит такую: одна из компаний предлагает бизнес, суть которого заключается в том, чтобы избавить клиента от звонков коллекторов. Но в итоге «товар» заключается всего в одном совете: наймите грамотного юриста. Подобная франшиза – обман и подделка. Конечно, покупка даже работающей франшизы не даёт 100 % гарантии того, что конкретное дело будет развиваться, однако даёт заметную фору, особенно тем, кто только выходит на рынок.

Выигрышное решение

Аудитория поинтересовалась, а какой бизнес по франшизе можно открыть у нас, в небольшом муниципалитете? Учитывая опыт других городов, несомненные лидеры – сетевые магазины. Но также набирают обороты и социально ориентированные предприятия – детсады, дома престарелых, спортивные и досуговые центры для малышей. Заниматься таким делом не только интересно, но и общественно полезно.

Индивидуальный предприниматель Анна Громова два месяца назад открыла в Кировске предприятие по франшизе. Компания проводит тестирование по отпечаткам пальцев. У малышей такое исследование позволяет в раннем возрасте выявить предрасположенности, а взрослым – понять свои сильные и слабые стороны и, возможно, найти истинное призвание. Анна говорит, что тесты основаны на научных разработках, замечая, что отпечатки пальцев формируются у младенца ещё в утробе на 13-й неделе и остаются неизменными на протяжении всей жизни.


Когда я только планировала открыть предприятие по франшизе, то, конечно, опасения были, – рассказывает Анна Громова. – Изучила всю информацию, прочитала отзывы, как положительные, так и отрицательные. Сейчас активно развиваемся, сотрудничаем с апатитским клубом «Счастливые родители». Теперь планирую открыть ещё одно предприятие, тоже по франшизе. На начальном этапе требуются значительные финансовые вложения, но результат оправдывает себя.


– Мероприятие понравилось тем, что было предложено много практической информации,поделилась Наталья Маркова, юрисконсульт из Апатитов. – Мне было важно узнать, что Академия франчайзинга всесторонне проверяет компании, которые предлагают франшизы, и анализирует их проекты, поддерживая тем самым заинтересованных предпринимателей. И эта информация есть в открытом доступе.