В Апатитах, как в космосе

«Форточка» открыта
Представитель Парламентского центра «Комплексная безопасность Отечества» Георгий Файнштейн и член Академии космонавтики им. Циолковского Владимир Цетлин занимаются проблемами адаптации человека в космосе. Апатиты для своих исследований они выбрали неслучайно.
В высоких полярных широтах магнитный экран Земли пропускает больше частиц космических лучей, чем в других районах планеты. В наших краях «форточка в космос» всегда открыта, а значит, условия для адаптации человека экстремальные. Вспышки на Солнце порождают мощные геомагнитные возмущения, как в зеркале, они отражаются и на самочувствии северян.
Апатитская часть исследований прошла на базе научного отдела медико-биологических проб­лем адаптации человека в Арктике
КНЦ РАН.
– Мы выбрали удачное время, – отмечает Владимир Цетлин. – В период полярной ночи в Заполярье активнее проявляются сезонные вариации геомагнитного поля и интенсивности космических лучей, влиянию которых жители Севера и так особо подвержены.

Читали по воде
– Человек состоит в среднем на 60 % из воды. Давно доказано, что вода чутко реагирует на перемену условий окружающей среды, – объясняет Георгий Файнштейн. – Можно ожидать, что и в нашем теле она играет роль воспринимающего устройства геофизических воздействий. Значит, если зарегистрировать нашей аппаратурой изменения свойств воды, то по ним можно судить о процессах в организмах северян. Наша задача – выяснить, как условия высоких широт действуют на воду.
С помощью специальной установки учёные исследовали токи, протекающие в воде. По их словам, результаты заметно отличаются от тех, что были получены во время аналогичных опытов в средних широтах.
Они заметили, например, что возрастание токов проявляется с 7.00 до 10.00 утра и вечером с 21.00 до 22.00. Это свидетельствует о падении активности воды в организме. Вот почему в эти часы мы чувствуем снижение работоспособности и необъяснимую усталость.

Меры профилактики
При повышении интенсивности космических лучей геомагнитная активность снижается и наоборот. Это как две стороны одного явления, единый механизм. А понять, куда качнулся глобальный маятник, помогает… опять же обычная вода.
– Наши исследования показали: при возрастании потока космических лучей увеличивается вероятность кровотечений, обострений язвенных болезней желудочно-кишечного тракта, депрессивных состояний, и это тоже свидетельствует о снижении активности жидкостей в организме, – замечает д. б. н. Наталья Белишева, руководитель научного отдела медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике КНЦ РАН. – А вот с ростом геомагнитной активности, напротив, увеличивается вязкость крови, быстрее заживают раны, но сердечники хуже себя чувствуют из-за сужения сосудов и повышения свёртываемос­ти крови.
Так что местные жители не зря следят за геомагнитным прогнозом.
Зная, как организм реагирует на космо- и геофизические воздействия, можно понять, как будут себя чувствовать космонавты. Но эта информация полезна и для «землян»: каждому из нас она поможет предсказывать самочувствие, а например, спортсменам – рассчитать благоприятное время для установки рекордов.
И раз северяне оказываются почти под прямым обстрелом из космоса, необходимо разработать комплекс мер, которые смогли бы защитить нас, смягчить глобальные воздействия.
– Для этого мы написали проект совместно с коллегами из научного отдела медико-биологических проблем КНЦ РАН, – с надеждой смотрит в будущее Владимир Цетлин. – Нас покорили объём знаний и методы исследований кольских учёных, мы очень надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Наталья Белишева не столь оптимистична, она не уверена, что намеченный проект реализуется. В условиях реформирования РАН учёные сомневаются, получит ли он финансирование и будет ли поддержан в ближайшем будущем. Ветер перемен более непредсказуем, чем ветер солнечный.