"Коллектив у нас просто шикарный"

Первым делом самолёты
На Север Евгения Туктарова привёл пресловутый квартирный вопрос. Вырос он в Самаре. Там окончил школу, затем профессиональное училище по специальности «Монтажник по радиоспецоборудованию летательных аппаратов». После армии устроился на авиационный завод.
– Очень интересная была работа, – говорит Евгений Алексеевич. – Я на готовых уже самолётах на земле отрабатывал все системы. Потом самолёт попадал на лётно-испытательную станцию, но, если там что-то не шло, вызывали нас, потому что у испытателей только обслуживание, а мы занимались монтажом.
На заводе Евгений познакомился с хорошей девушкой Светланой, поженились. А где жить молодой семье? В газете прочитали про Кировск и отважились отправиться в неизвестность.
– В апреле 1987 года мы впервые приземлились в аэропорту в Хибинах, – вспоминает горняк. – Прилетели в ветровочках, а тут снег лежит. Ещё обратили внимание, что деревья маленькие. Походили, посмотрели. Я хотел было устроиться на аэродром, но в итоге оказался на Юкспорском руднике, тогда он ещё не был в составе Кировского.

Горное дело – творческое
В подземке поначалу тоже всё казалось необычным: и сами выработки, и техника. По сравнению с большими гражданскими самолётами Ту-154, с которыми приходилось иметь дело на прежнем месте работы, габариты шахтного электровоза казались ну очень скромными. Евгения приняли горнорабочим.
– А что, подготовка добычных мест – работа творческая, – отзывается он о профессии. – Думаешь, как бы рациональнее её выполнить, чтобы поскорее завершить. Когда я уже перешёл на добычу, инструктором по управлению ПДМ у меня был Виктор Пет­рович Веко, опытный горняк, он и сейчас работает на нашем руднике. Ну а потом уже самостоятельно нарабатывал навыки. Поначалу быстро не получалось. Коллеги, работающие на выпуске руды, поднимаются ко мне на подэтаж: мол, что случилось, может, помощь нужна? А я пока ковш набрал, пока развернулся, пока доехал до рудоспуска. Они говорят: «Всё понятно, мы пойдём в разнарядку чайку попьём, а он пусть накидает руды». Так и в любом деле. К примеру, сдал на водительские права, и надо ещё поездить, прежде чем станешь хорошим водителем.

«Спокойствие и трезвый подход»
Большим везением в жизни Евгений Туктаров считает то, что попал на 8-й горный участок.
– Коллектив у нас всегда был ну просто шикарный, – восторгается Евгений, вспоминая, с какими асами довелось ему начинать работу. – Ребята собирались все вместе, с семьями ездили на Белое море, в Карелию отдохнуть, порыбачить. А как работали! Новый год у нас наступал на 2,5 месяца раньше календарного! Один только раз мы уступили первенство другому участку.
И экспериментальные машины, которые закупались для рудника, тоже на обкатку давали в первую очередь коллективу 8-го горного:
знали, всё будет сделано в лучшем виде.
В 2004 году Евгений Туктаров был удостоен «Шахтёрской славы» III степени. На вопрос, какие свои навыки работы в подземке считает главными, Евгений ответил:
– Спокойствие и трезвый подход. Не надо суетиться и подставлять свою голову куда попало. Ты нужен близким, семье.
Ни разу ещё не пожалел горняк о том, что когда-то, без малого три десятка лет назад, принял решение приехать на Север.
– Здесь я обрёл настоящих друзей. И северная природа мне очень нравится. Мы любим большой компанией выезжать на Терский берег, Белое море, базу отдыха «Лесная», в Финляндию. И время проведём отлично, и пос­ле себя в лесу ни соринки не оставим.