Коммунальное потрясение

Коммунальный бардак
– Почему вода из крана бежит чёрная с запахом мазута? Когда это закончится?
– Если честно, то страшно такой нефтью посуду мыть!
– Мы замерзаем! Ни одна батарея не греет!
– Включили отопление на два часа. Теперь снова холодно.
– Странно: в подъезде батареи шпарят, а в комнатах признаков жизни не подают.
– Сколько можно морозить людей. По телефонам не дозвониться. Это коммунальный бардак!
Мы приняли несколько десятков подобных «вестей с полей». Телефон аварийки в течение всех этих дней был либо занят, либо не доступен. Честно признаюсь: я коммунально-пассивный человек, но в этом отопительном сезоне мне тоже посчастливилось окунуться в жилищные проб­лемы по самые уши.
Алло, это мэр!
Оказалось, что не только местные СМИ работали в качестве диспетчеров: люди, не зная, как им быть, атаковали администрацию.
– Только до полудня понедельника в приёмную поступило более 60 звонков от кировчан, – сказал глава города. –
Я ответственно заявляю: в этот раз коммунальные службы в городе не реагируют должным образом, и даже там, где есть реакция на обращения, качество выполнения работ отвратительное. Сужу по своему дому: дважды службы приходили, но тепло есть лишь час­тично. Дозвониться по стационарным телефонам управляющей компании в течение рабочего дня я не смог. Сегодня у коммунальных служб я хочу спросить, когда город войдёт в нормальное русло по отопительному сезону?
Олег Денисов, глава Кировской администрации, также заметил, что информация об аварийных ситуациях в полном объёме от коммунальных служб в Единую диспетчерскую службу не поступала.
Тепло придёт
– Сложная ситуация сложилась во многих домах, но проблемы уже решены, устраняются точечные неполадки, – объясняет Анжелика Ахмедова, генеральный директор ООО «Кировское УЖКХ». – В домах много порывов, в диспетчерские службы сотни звонков. Жилищный фонд был полностью готов к отопительному сезону. Там, где необходимо, были произведены ремонтные работы. Критичная ситуация возникла в доме № 53а на ул. Олимпийской, где жильцам было предложено произвести замену розлива отопления, от чего собственники отказались, поэтому мы заменили только врезки на стояках. Дом пытались запустить несколько раз, но постоянно происходили порывы. Ещё одна проблема – самовольное вмешательство жильцов в инженерные сети, из-за чего десятки стояков в городе остаются холодными.
По словам коммунальщиков, проб­лемы с подключением отопления возникли в первую очередь из-за скачков давления в сетях, в чём они уверенно обвиняют ресурсников. Те в свою очередь утверждают, что все параметры в норме.
Конечно, в конце концов тепло придёт во все квартиры, просто жителям непонятно, почему нельзя было качественно провести подготовительную работу, определить узкие места, а главное – дать возможность людям подавать заявки (в управляющие организации и аварийно-диспетчерские службы невозможно было дозвониться) и узнавать, когда по их конкретной ситуации будут приняты меры.
Чай или кофе?
Самая ходовая шутка последних дней: «У тебя вместо горячей воды чай или кофе?» А вот у жителей улиц Солнечной, Ленинградской, 50 лет Октября и частично Дзержинского этот кофе ещё и с запахом мазута… В их квартиры уже подана апатитская вода. Многие саркастично говорят: «Дождались…»
В конце июля Александр Николичев, заместитель генерального директора «Хибинской тепловой компании», отчитывался областной комиссии, что полным ходом идут работы по промывке труб перед подачей горячей воды в сеть. Почему горячая вода чёрная и пахнет мазутом, он ответить затруднился: мазут на Апатитской ТЭЦ не используется. – На источниках (ТЭЦ и котельной) качество воды уже соответствует нормативам, – уверяет он. – Не отрицаю: визуально вода может не соответствовать, но по техническим и санитарным нормам отклонения в пределах допустимого. Правилами разрешается осветление воды в течение недели после начала отопительного сезона (то есть уже сегодня горячая вода должна стать прозрачной и без запаха. – Прим. авт.). Такая вода никакой опасности не представляет.
Техническая неизбежность
Так почему же в наших кранах оказалась такая вода? Мы попросили пояснить Василия Селезнёва, главного энергетика
ЗАО «ФосАгро-АГ», куратора проекта перевода Кировска на новую систему теплоснабжения от Апатитской ТЭЦ.
– Все предыдущие годы Кировск теплом обеспечивала городская котельная, – рассказывает Василий Викторович. – В системе теп­лоснабжения был устоявшийся гидравлический режим, и с течением времени происходили естес­твенные процессы окисления, которые вызвали отложения в зонах застоя – внутриквартальных сетях и батареях. При переходе на новую схему теплоснабжения возник эффект гидравлического удара, это неизбежное, к сожалению, явление. Это и обусловило вынос тех отложений, которые копились годами.
– Кировск имеет открытую сис­тему водоразбора, – объясняет Василий Селезнёв. – Взвесь в кранах появилась не извне, вынос произошёл через обратную циркуляцию. Если бы в городе была закрытая схема горячего водоснабжения, никто из жителей этих процессов бы не заметил.
Специалисты уверяют, что вода скоро очистится. При подключении других частей города к новой системе водоснабжения, ситуация, скорее всего, не повторится в таком же масштабе.
Нужно было фиксировать
Специалисты ООО «Хибинская энергосбытовая компания» заметили, что перерасчёт платы за некачественную горячую воду может быть сделан при условии подачи заявки и составления необходимого акта. То есть как только из кранов потекла чёрная вода, граждане должны были обращаться (письменно или устно, в том числе по телефону) в аварийно-диспетчерскую службу своей управляющей компании или ТСЖ, где заявку обязаны зарегистрировать, приступить к выяснению причин и согласно
п. 104 Правил предоставления коммунальных услуг объяснить гражданам ситуацию.
Управляющие же организации ссылаются на то, что могут зафиксировать температуру горячей воды, но не цветность, а тем более запах. Однако тот же нормативный документ говорит о том, что коммунальщикам необходимо провести лабораторные исследования, тем более что обращения по одному и тому же вопросу носили массовый характер.
К сожалению, управляющие компании не справились с этой ситуацией, они вели себя так, словно вообще не знали, что делать.
Нам стало известно, что сейчас рассматривается возможность проведения перерасчёта за горячую воду всем жильцам тех домов, в которые была подана грязная вода.

Город в эти дни ещё раз убедился в том, что в коммунальной сфере не хватает слаженности, порядка, чёткого распределения зон ответственности, понимания, кто и что должен выполнять в той или иной ситуации.
Каждый утверждает, что с его стороны было сделано всё возможное, а в результате как в той басне «Когда в товарищах согласья нет…».